В этой статье мы рассмотрим наиболее популярные виды ламп для авто, а также заострим внимание на некоторых параметрах, которые следует учитывать при покупке.
Разобраться с классификацией автомобильных ламп по назначению
Автомобильные лампы по назначению можно разделить на три группы: головного освещения, сигнальные и лампы подсветки.
Лампы головного освещения нужны, чтобы ездить в тёмное время суток. Их используют в фарах ближнего, дальнего и противотуманного света для безопасности дорожного движения. Эти лампы потребляют больше всего энергии в электросети автомобильного освещения, и они же чаще других выходят из строя.
Сигнальные лампы используют, чтобы обозначать на дороге автомобиль и его манёвры. Их устанавливают в передние и задние габаритные огни, повторители поворота, стоп-сигналы, секции дневных ходовых огней в фарах, задние противотуманные фары и огни заднего хода.
Лампы подсветки нужны в плафонах салонного освещения или для подсветки кнопок и приборной панели. Это маломощные лампы с длительным сроком работы — они реже перегорают.
Выбрать тип лампы
По типу источника света лампы бывают галогенные, ксеноновые, накаливания, светодиодные.
Лампы накаливания испускают свет за счёт нагрева до 2000 °C вольфрамовой спирали, которая размещена внутри безвоздушной стеклянной колбы. Срок службы таких ламп составляет около 400 часов.
Галогенные лампы по принципу работы аналогичны лампам накаливания, но прослужат в три раза дольше. Есть различия в конструкции — в колбе находится смесь газов с йодом и бромом. При работе ламп вольфрам испаряется, оседает на стенках лампы, а смесь галогенов вступает в реакцию с вольфрамом и возвращает его на нить, чем увеличивает срок службы лампы. Нить накаливания изготовлена из специального сплава и нагревается до температуры 2800 °C, поэтому для колбы используют жаропрочное кварцевое стекло.
Срок службы галогенных ламп может доходить до 1500 часов
Ксеноновые лампы ещё называют газоразрядными, поскольку они испускают свет, когда электрическая дуга проходит через смесь инертного газа со специальными добавками. Такие источники света превосходят галогенные по яркости, белизне, долговечности и энергоэффективности. Они представляют собой кварцевую колбу с небольшой шарообразной полостью, заполненной газовой смесью. Лампы потребляют 35 Ватт вместо 55 Вт галогенных и излучают в три раза больше света.
Светодиодные автолампы — альтернативный источник света с улучшенными характеристиками. Их используют для замены ламп накаливания и галогенных ламп. Потребляют меньше энергии, светят ярче, нагреваются меньше, служат дольше.
Слева направо: светодиодная лампа, ксеноновая лампа, галогенная лампа
Галогенные лампы часто используют в головном освещении современных автомобилей
Лампы накаливания обычно используют для подсветки салона автомобиля
У штатных ксеноновых ламп маркировка такая: D4S, D2S, D3S, D1S. Производитель заявляет срок службы в 3000 часов
Знать, что будет, если поставить лампы другого типа
При замене лампы накаливания на светодиодную можно столкнуться с трудностями в автомобилях, которые оснащены функцией проверки ламп. Светодиод потребляет мало тока, поэтому система контроля автомобиля может воспринять её, как перегоревшую лампу накаливания. В лучшем случае появится значок ошибки на панели бортового компьютера, в худшем — лампа будет отключена.
Систему контроля можно обойти при помощи специальных обманок, которые приближают её контрольные параметры к обычным. Ошибки не будет. Другой вариант — добавить в цепь лампы дополнительный источник потребления тока или перепрограммировать блок управления.
При замене галогенных ламп на газоразрядные нужно смотреть на маркировку. Газоразрядные оснащены источником света большего размера, и при установке её в фару под галоген нарушается форма пучка. Это будет ослеплять встречных и попутных водителей. С точки зрения закона тоже будут последствия: сотрудники ДПС останавливают такие автомобили и составляют протоколы. Техосмотр автомобиль с такими лампами не пройдёт.
У светодиодных ламп для ближнего и дальнего света особенная конструкция, в которую входит радиатор охлаждения и выносной контроллер. Из-за них иногда не получается установить лампы в фары с ограниченным пространством. Проблему можно решить, если приобрести увеличенную крышку для фары.
Типоразмеры ламп и их назначение
После появления огромного разнообразия ламп на рынке возникла необходимость их классификации по конструктивным особенностям. Для каждого осветительного элемента автомобиля необходим свой тип лампы, поэтому были введены маркировки. Например, у цоколей ламп бывает разное количество контактов, соответственно они маркируются следующим образом:
s – цоколь с одним контактом;
d – с двумя контактами;
t – цоколь с тремя контактами;
q – четыре контакта;
p – пять контактов.
Если в начале названия лампы стоит буква H – это значит, что она галогенная. Наиболее распространенными галогеновыми лампами считаются H4 и H7. Между ними есть отличия:
H4 – могут выступить в роли источника ближнего и дальнего света, а также в противотуманках. Имеют две нити накала и используются в автомобилях достаточно давно. Средняя мощность лампы 55W, а светосила 1000 люменов. Не самые высокие показатели по освещению, зато не слепят встречных водителей в ночное время суток.
H7 – появились на рынке в середине 90-х годов. Имеют всего одну нить накала, но распределение света от таких приборов гораздо лучше. Используются в головных фарах ближнего и дальнего света. При мощности в 55W имеют среднюю светосилу в 1500 люменов.
Также в маркировке автомобильных ламп можно найти следующие символы:
W – цоколь лампы выполнен совместно с колбой из стекла;
R – лампа с металлическим цоколем 15 мм и колбой 19 мм. Например, маркировка R 5W описывает подобную лампу с мощностью 5 ватт;
R2 – диаметр колбы составляет около 40 мм. Такие лампы накаливания применялись, в основном, в старых советских автомобилях. Сейчас практически не используются;
Р – лампа с цоколем 15 мм и диаметром колбы до 26,5 мм.
АМН – автомобильная миниатюрная;
АС – автомобильная софитная;
Y – лампа с оранжевой колбой;
АКГ – галогенная кварцевая;
SV(C) – софитная двухцокольная для освещения номерного знака;
ВА – штифтовая симметричная;
BAY – штифтовая с одним смещенным по высоте штифтом;
BAZ – штифтовая с одним смещенным по высоте и радиусу штифтом;
Чтобы вам было проще ориентироваться, какие лампы применяются для каждого из осветительных приборов в автомобиле, можно воспользоваться следующим изображением.
Определить, какая лампа установлена в автомобиле
Наиболее надёжный способ — извлечь и посмотреть. Не всегда это можно сделать самостоятельно, поэтому лучше обратиться к инструкции. В некоторых ситуациях можно прочитать маркировку используемой лампы на фаре или на цоколе установленной лампы. Как правило, текст на лампе содержит информацию о производителе, типе, рабочем напряжении и мощности.
Лампы головного света желательно менять попарно.
Обратите внимание на вольтаж лампы. В большинстве грузовых автомобилей используют лампы, которые рассчитаны на напряжение сети в 24 В. Такие не будут работать в легковых машинах, так у них напряжение составляет всего 12 В. И наоборот, если на грузовик поставить несовместимые по вольтажу лампы, они мгновенно выйдут из строя.
Обратить внимание на цоколь
Существуют стандартные цоколи, которые указывают на соединение лампы с патроном. Лампы с различными типами цоколя не взаимозаменяемы.
Правильно установить новые лампы
При установке галогенных и ксеноновых ламп следует соблюдать аккуратность. Запрещено прикасаться руками к стеклянной колбе: жир и грязь от пальцев будут поглощать тепловое излучение лампы, что приведёт к её перегреву и выходу из строя.
Световая часть лампы может стать грязной, когда её вынимали из упаковки или устанавливали. В этом случае необходимо аккуратно очистить её при помощи бумажной салфетки и обезжиривателя.
Как только лампу установили, нужно проверить патрон и крышку. Из-за плохого контакта в проводке, лампа будет перегреваться или мигать. Если закрыть крышку недостаточно плотно, она будет пропускать воду и пыль, которые выведут из строя лампу и фару целиком.
Нельзя браться руками за колбу лампы
За установленными лампами никак ухаживать не надо — только следить, чтобы они работали. Автомобиль с автоматической проверкой ламп сам сообщит о её выходе из строя горящим индикатором Check Engine.
Что нужно учесть при покупке ламп для автомобиля
- Лампы головного освещения, сигнальные лампы и лампы подсветки различаются назначением, внешним видом и маркировкой.
- Лампы накаливания и галогенные лампы можно заменить светодиодными. Ксеноновые лампочки не заменить галогенными. Светодиодные лампы наиболее яркие, долговечные и экономичные.
- Для подбора ламп в автомобиль необходимо пользоваться инструкцией или посмотреть маркировку на самой лампе и фаре. Маркировка, тип цоколя и тип лампы взаимосвязаны.
- Если лампа стала светить хуже или перегорела, её необходимо поменять. Лампы головного света желательно менять попарно.
- Если использовать лампы с большей мощностью, они могут вывести из строя фары и проводку автомобиля.
- При установке галогенных и ксеноновых ламп нельзя браться руками за колбу. Следует внимательно проверять, правильно ли установлены крышки фары и верно ли подключена проводка. Если правила не соблюдать, лампы быстро перегорят.
0 комментариев